Автомобили семейства УАЗ являются одними из лучших внедорожников, которые широко эксплуатируются в условиях нашего Российского бездорожья. Тяжелые условия эксплуатации приводят к выходу из строя деталей и узлов подвески и, наиболее часто, деталей поворотного кулака. Ремонт этого узла можно выполнять в ремонтных мастерских или самостоятельно, используя текстовые инструкции или видеофильмы, размещенные на различных сайтах. Так, например, в видеоматериалах ООО «СТО22» представлен фильм о порядке модернизации шкворневого узла УАЗ, где подробно и доходчиво показана замена пластикового вкладыша шкворня на бронзовый. И при этом указано, что полости корпуса поворотного кулака и шаровой опоры поворотного кулака (ШОПК) обильно заполняются смазкой Литол-24, что конечно предотвращает попадание грязи и воды в полости поворотного кулака и увеличивает срок его службы. Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) при этом заполняется смазкой Шрус-4М. Как видно, из рисунка 1, смазки во время эксплуатации могут легко смешиваться и возникает законный вопрос, а как это отразится на работоспособности дорогостоящего узла ШРУС?
Рисунок 1. – Устройство поворотного кулака автомобиля УАЗ с мостом «Спайсер».
Для ответа на этот вопрос были проведены исследования по совместимости смазок Литол-24 и Шрус-4М. Под совместимостью в этом случае понимается способность двух или нескольких смазочных материалов смешиваться между собой без ухудшения их эксплуатационных свойств и стабильности при хранении [1].
На первом этапе исследования был проведен анализ смазок по литературным источникам. На основании чего было установлено, что Литол-24 относится к литиевым смазкам (МЛи 4/12-3) по ГОСТ 21150-87. Его готовят загущением нефтяного масла вязкостью 60…75 мм2/с при 500 c литиевым мылом 12-гидрооксистеариновой кислоты, содержит вязкостную и антиокислительную присадки [2, 3].
Эта смазка водостойкая. Отличается высокой механической стабильностью. Консервационные и противозадирные свойства вполне удовлетворительны. Коллоидная стабильность хорошая. Испаряемость и окисляемость низкие. Применяется для узлов трения всех типов: подшипников качения и скольжения, шарниров, зубчатых и иных передач, для смазывания направляющих ходовой части, подвески рулевого управления, трансмиссии, механизмов дополнительного оборудования и других силовых узлов автотракторной техники.
Таблица 1. – Характеристики смазок [2].
Марка смазки |
Механическая стабильность |
Физико-химическая стабильность |
Водостойкость |
Консервационная способность |
Диапазон рабочих температур град.С |
Относительный предел прочности* |
Относительная вязкость* |
Относительный противозадирный показатель |
|
Мин. |
Макс. |
||||||||
Литол-24 |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
-40 |
130 |
1,40 |
0,9 |
1,2 |
Шрус-4М |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
-40 |
100 |
0,80 |
0,4 |
1,1 |
Примечание * - при температуре 200 С
|
Рисунок 2. – Машина для определения износа: а – общий вид машины; б – вид узла износа.
Как видно, Литол-24 имеет более широкий диапазон рабочих температур, имеет выше относительный предел прочности и вязкости, это говорит о том, что Литол-24 по консистенции гуще Шруса-4М, а относительный противозадирный показатель у Шруса-4М ниже, что говорит о его большей несущей способности при взаимодействии трущихся поверхностей. Следовательно, при смешивании смазок возможно изменение свойств смазки Шрус-4М, что может привести к снижению срока службы узла.
На втором этапе были проведены экспериментальные исследования по влиянию смазок Литол-24 и Шрус-4М на износостойкость образцов в виде шариков диаметром 7,15 мм из стали ШХ15. Исследования проводились с использованием экспериментальной машины для определения износа, которая показана на рисунке 2. Машина состоит из рамы, на которой установлены: электродвигатель с частотой вращения вала 1370 об/мин; ременная передача с передаточным числом i=2, узел износа, который состоит из корпуса для установки оправки, оправки для закрепления образцов, груза (массой 740 гр.) размещаемого на оправке, вала на который закрепляется контртело в виде подшипника с наружным диаметром 40 мм, ролика для смазки из поролона. Машина для износа обеспечивает трение скольжения между неподвижно закрепленным в оправке шариком и вращающемся с частотой 685 об/мин (линейная скорость 1,44 м/сек) контртелом.
Исследовались смазки: Литол-24 ГОСТ21150-87 производства Газпромнефть; смазка шарнира поворотного кулака Двойной Ресурс торгового дома «Соллерс» (аналог смазки Шрус-4М); смесь двух смазок - Литол-24 и смазка шарнира поворотного кулака Двойной Ресурс торгового дома «Соллерс» в соотношении объемов 1:1, а также для сравнения смазка Mobil XHP222 Mobilgrease производства USA.
Износ исследовался на трех шариках из одной партии, каждый шарик в случайной последовательности изнашивался с различными смазками, таким образом, повторяемость опытов для каждой смазки равна трем. Время износа для всех случаев 5 мин, фиксировалось при помощи таймера сотового телефона. Контртело для всех опытов оставалось одним и тем же. Для предотвращения контакта поверхности шарика со следом на контртеле от предыдущего износа при каждом опыте корпус вместе с оправкой сдвигался вдоль оси контртела. При смене смазки контртело и шарик промывались в уайт-спирите.
Износ оценивался путем измерения диаметра D пятна износа на шарике (рисунок 3) с использованием инструментального микроскопа МБИ-1 с 30-кратным увеличением. Цена деления измерительного лимба микроскопа 0,005 мм.
Рисунок 3. – Схема измерения пятна износа D на шарике (30-кратное увеличение).
Результаты измерения износа образцов с применением различных смазок представлены в таблице 2 и на рисунке 4 в виде диаграммы, построенной по средним значениям износа.
Таблица 2. – Результаты износа образцов с применением различных смазок.
№ опыта |
Величина износа образца (мм) с видами смазок
|
|||
Литол-24 |
Аналог смазки Шрус-4М |
Мobil |
Литол-24+Шрус-4М (1:1) |
|
1 |
1,0 |
0,7 |
0,76 |
0,84 |
2 |
0,98 |
0,68 |
0,75 |
0,88 |
3 |
0,9 |
0,64 |
0,72 |
0,78 |
Среднее значение износа D |
0,96 |
0,67 |
0,74 |
0,83 |
Рисунок 4. – Значение средней величины износа образца (мм) для разных видов смазки.
Как видно, наибольший износ образцов наблюдается с использованием смазки Литол-24, наименьший износ обеспечивает смазка Шрус-4М, чуть большая величина износа у смазки Mobil. При смешивании смазок Литол-24 и Шрус-4М в соотношении 1:1 износ образцов, по сравнению с чистой смазкой Шрус-4М, увеличился на 19%. Это говорит о том, что эксплуатационные характеристики смазки Шрус-4М ухудшились, следовательно, эти смазки не совместимы.
В результате проведенных исследований по определению совместимости смазок Литол-24 и Шрус-4М можно сделать следующие выводы:
1. При трении скольжения износ образцов у смешанной смазки увеличился, по сравнению с чистой смазкой Шрус-4М, на 19%.
2. Смешивание смазок Литол-24 и Шрус-4М приводит к снижению эксплуатационных свойств смазки Шрус-4М.
3. Для обеспечения требуемого ресурса узла ШРУС, который может быть достигнут при смазке его Шрус-4М, необходимо разграничить зоны размещения смазок или подобрать смазку для заполнения полости ШОПК, которая будет совместимой со смазкой Шрус-4М.
Список используемой литературы:
1. ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения»
2. Гнатченко И.И. и др. Автомобильные масла, смазки, присадки: Справочное пособие. М.: 000 «Издательство ЛСТ»; СПб.: 000 «Издательство «Полиrон», 2000. 360 с.
3. Данилов В.Ф. и др. Масла, смазки и специальные жидкости. Елабуга: изд-во филиала К(П)ФУ.2013. – 216 с.
Источник: СТО22 Бийск
Отзывы покупателей
Сообщения не найдены