8-800-200-08-73 (с 8 - 17 часов МСК+1)
звонок по России бесплатный
8 (8422) 65-52-10
обратный звонок
Для подбора запчастей по фото: VIBER (8-927-989-81-67)

КОМПЛЕКТОМ ДЕШЕВЛЕ! СКИДКА НА КОМПЛЕКТЫ ЗАПЧАСТЕЙ
" Перейти

Каталог

Автокаталоги УАЗ

Зачем в коробке сухари?

Решил поговорить на тему механических коробок и затронуть конкретно конструкцию широко "любимой" нами КПП автомобиля УАЗ, а ещё конкретнее 4-х ступенчатую трансмиссию. Почему именно её? Достаточно часто попадаются мне на глаза записи в блогах о проблемах с ней, о том как из неё выковыривают "сухари" и как там заклинивает передачи. В свое время столкнулся и сам с проблемами в полностью синхронизированной КПП моего УАЗки.

Продольный разрез синхро КПП УАЗ

Купить Зачем в коробке сухари?

Продольный разрез не синхро КПП УАЗ

Купить Зачем в коробке сухари?


Механизм переключения передач УАЗ 469/3151

Купить Зачем в коробке сухари?
Вообще корень зла как всегда заложен инженерами, проращен технологами и взращен производителем. Первая неприятность, которая ожидала меня к КПП это самопроизвольное включение второй передачи, при включении передачи заднего хода, причем включая заднюю аккуратно, и если прямые зубья шестерен торцами упираются друг в друга не давить на рычаг, а немного прокатить вперед, то включалось всё хорошо. Но стоило задавить рычаг с большей силой и скоростью, незамедлительно включалась вторая передача и выключить её возможно только снятием рычага или боковой крышки. Бывало в день по нескольку раз приходилось так разбирать КПП.
Причина оказалась весьма банальна, отсутствовали бобышки блокираторы в крышке КПП, кто-то их туда забыл поставить, кто — вопрос риторический, авто не новое и сколько Оч.умелых рук там было не известно.

Также попадалась мне КПП от "буханки", там бобышки все были на месте, только вот износ и набитости там были такие, что блокировать перемещение штока им не удавалось. У износа много причин, начиная от использования низкокачественных масел или их отсутствия в нужном количестве, до некачественных материалов и крайне зверской эксплуатации. У многих принцип, если передача не включается рукой, то всегда можно помочь ногой!
В той-же крышке, а точнее в её конструкции, кроется и ещё одна частая проблема этих КПП — заклинивание включенной передачи. Причина заклинивание как правило является выскочивший сухарь из ступицы муфты включения передачи, но вот причина покидания им рабочего места это совокупность факторов, первым из которых как правило является износ деталей или их не соответствие заводским параметрам. То есть выскакивание сухаря вызвано избыточным перемещением муфты включения передач, которая ограничивает перемещение сухаря в пазу ступицы. Так же его свободу с двух сторон ограничивают синхронизаторы и шестерни КПП, то есть появление осевого люфта данных элементов так-же приведет к печальным последствиям.

Купить Зачем в коробке сухари?

Купить Зачем в коробке сухари?


Избежать такого неприятного события помогло бы изменение конструкции КПП, установка ограничителей перемещения вилки на крышке или шестерне КПП, либо изменение конструкции самого узла, ну или банальное отсутствие износа.
И вот тут начинается самое интересное, владелец автомобиля этой чудо коробки едет ремонтироваться и что он делает? Выкидывает нафиг сухари!

А правильно ли это? Вопрос опять же риторический, чтобы поехать прямо сейчас, это поможет, но вот в дальнейшем всё равно придется разбирать всю КПП и ремонтировать, и ремонт этот будет дороже, нежели проведя его сразу.

И вот здесь начинается самое интересное, уверен что бОльшая часть читателей, на вопрос "а зачем в коробке сухари?" ответит не правильно. Проверьте себя… Скорее всего многие ответят что данная деталь необходима для фиксации муфты в нейтральном положении, ну или для фиксации включенной передачи… Вы глубоко ошибаетесь!

Чтобы правильно ответить на этот вопрос нужно разобрать весь процесс включения передачи в КПП поэтапно. Опишу в двух словах как это происходит, основная идея включения передачи в КПП это механическое зацепление шестерни и вала за счет зубчатого венца. В случае когда синхронизатор отсутствует включение происходит можно сказать в одно движение, пазы муфты заходят в зацепление в зубьями венца шестерни КПП, для необходимой четкости включения шлицы и зубья имеют коническую форму, позволяющие в случае их не совпадения довернуть шестерню или муфту на необходимый угол. Если есть синхронизатор, то процесс включения передачи проходит аж в 5 этапов.

Кстати если обратим внимание на конструкцию не синхронизированной КПП "Буханки", то поймем, что в механизме включения 1 и 2 передачи сухари отсутствуют, нет их там по причине отсутствия в этом механизме синхронизатора. Значит взаимосвязь синхронизатора и "сухаря" прямо пропорциональная.

Не синхро КПП УАЗ. На муфте включения 3 и 4 передачи сухарь есть, а в муфте включения 2 передачи нет и это не прихоть инженера или удешевление конструкции.

Купить Зачем в коробке сухари?
Все знаю что кольцо синхронизатора необходимо для того, чтобы синхронизировать включения передачи во время движения автомобиля, а вот как происходит синхронизация?
Перво необходимое условие — это правильное положение кольца синхронизатора относительно муфты, торможение или ускорение вращения вала происходит за счет трения между кольцом синхронизатора и конусом шестерни.


Купить Зачем в коробке сухари?





















Конус шестерни 3 передачи и синхронизатор

Купить Зачем в коробке сухари?


















Красным помечена точка контакта шлицов муфты включения и зубьев кольца синхронизатора перед началом и во время этапа синхронизации

Так вот, для того чтобы поставить кольцо синхронизатора в правильное положение перед этапом синхронизации и нужны сухари! Как это работает?
В КПП УАЗ сухари выпуклой частью цепляются за внутреннюю сторону муфты, а точнее за углубление (проточку).

Купить Зачем в коробке сухари?

Проточка в муфте включение передачи




















Купить Зачем в коробке сухари?

До крайности упрощенная картинка муфты, ступицы, кольца синхронизатора, сухаря и шестерни. Но на ней видно положение сухаря в нейтральном и вк
люченном положении.





























Удерживаются сухари с определенным усилием за счет пружины и перемещаются вдоль вала вместе с муфтой, своими торцами упираясь в синхронизатор. Таким образом кольцо синхронизатора подводится к конусу шестерни не касаясь его шлицами муфты. Это первый этап включения передачи и называется от ПРЕДСИНХРОНИЗАЦИЯ.
Так же в КПП УАЗ "сухарь" служит ограничителем угла поворота кольца синхронизатора и удерживает его от вращения относительно ступицы муфты.

Купить Зачем в коробке сухари?

Паз в кольце синхронизатора больше чем ширина сухаря, это позволяет ему поворачиваться на определенный угол



















Купить Зачем в коробке сухари?

Угол поворота такой, чтобы зубья кольца синхронизатора не дали шлицам муфты проскочить сквозь них в процессе включения передачи, а точнее на этапе синхронизации.
















Второй этап включения передачи, это поворот синхронизатора на определенный угол, за счет трения между синхронизатором и конусом шестерни, и разницы скоростей между ними, называется он БЛОКИРОВКА, потому как поворот синхронизатора не позволит включить передачу, за счет появления зубьев кольца синхронизатора на пути шлицов муфты.
На этом этапе работа сухарей и заканчивается, дальше вместе с муфтой они перемещаться не могут, так как упираются в шестерню через кольцо синхронизатора и выходят из зацепления с муфтой и остаются в пазу ступицы муфты.
Тем временем шлицы муфты касаются зубьев кольца синхронизатора и за счет трения в паре синхронизатор-шестерня и давления муфтой на синхронизатор происходит сравнивание скоростей вала и шестерни. Этот этап называется СИНХРОНИЗАЦИЕЙ.

Ну а дальше всё просто, кольцо синхронизатора за счет скосов своих зубьев поворачивается обратно (РАЗБЛОКИРОВКА), тем самым освобождая путь шлицам муфты на пути к зубчатому венцу шестерни и они наконец встречаются (ВКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ).

Купить Зачем в коробке сухари?
последний этап включения передачи

 














Ну и теперь, исходя из вышеизложенного вернемся к вопросу, а зачем нам "сухари" в коробке? И в частности в КПП УАЗ. ответ прост — без них невозможно обеспечить правильную работу синхронизатора.

Купить Зачем в коробке сухари?

Слева синхронизатор просто изношенный, а справа тот который поработал без сухарей в коробке. Маслосгонная нарезка на рабочей поверхности синхронизатора как новая… только вот зубьев к сожалению нет. Последствия модернизации КПП по принципу избавления от лишних деталей.














Причем после удаления "сухарей" будет страдать не только синхронизатор, а и остальные детали КПП, такие как зубья шестерни и шлицы муфты, почему? Из-за звука " Тррррр…" во время включения передачи, потому как двойной выжим сцепления и подгон скорости движения и оборотов двигателя для многих стало просто дикостью, прошли те времена когда готовились заранее к переключению передачи.
Надеюсь этот материал поможет принимать осознанные решения при ремонте данной коробки, да и даст хороший импульс к пониманию принципов работы механизмов.

Тут вот наткнулся на последствия износа КПП и обсуждения на форуме УАЗБУКИ

Автор AlexWolff  Блог

 
   
Новости
Доработка мини хабов Доработка мини хабов Подробнее »
Понижение РК УАЗ Понижение РК УАЗ Подробнее »
  Модернизация конструкции блокировки НИВА в сборе ИЖ-ТЕХНО Модернизация конструкции блокировки НИВА в сборе ИЖ-ТЕХНО Подробнее »
Доставка с опцией «Наложенный платеж» Доставка с опцией «Наложенный платеж» Подробнее »
Преимущества комплекта фиксации ступичного узла УАЗ Преимущества комплекта фиксации ступичного узла УАЗ "Autogur73" Подробнее »
Муфты (хабы) УАЗ включения переднего моста (хабы мини) ручные Муфты (хабы) УАЗ включения переднего моста (хабы мини) ручные "Autogur73". Модернизация Подробнее »
Комплект для установки 3-х щёток стеклоочистителя на УАЗ 452 Комплект для установки 3-х щёток стеклоочистителя на УАЗ 452 "Autogur73". Модернизация рычагов. Подробнее »
ЧЕМ СИЛИКОНОВЫЕ ПАТРУБКИ ЛУЧШЕ РЕЗИНОВЫХ ЧЕМ СИЛИКОНОВЫЕ ПАТРУБКИ ЛУЧШЕ РЕЗИНОВЫХ Подробнее »
Режим работы розничного магазина Режим работы розничного магазина Подробнее »